Система смазки двигателя: ее назначение – обеспечивать поступление масла ко всем поверхностям, подверженным трению, и снижение их температуры в процессе работы агрегата. Результатом работы системы является снижение затрат мощности на происходящее между деталями трение и уменьшение уровня износа. Масло должно поступать непрерывно. Если оно будет подаваться в недостаточном количестве, это приведет к падению мощности, перегреву вплоть до плавления подшипников, усилению износа, остановке поршней вследствие их заклинивания и полному прекращению работы мотора. В противоположной ситуации, когда масла слишком много, оно оказывается в камере сгорания, вследствие чего откладывается больше нагара и происходит ухудшение условий, в которых работает двигатель. Еще одна задача, которую выполняет масло, – протекая между деталями, вымывать продукты работы двигателя. Со временем происходит постепенное загрязнение масла и разжижение, вследствие чего требуется его своевременная замена.
При выборе масла следует учитывать, что при разных климатических условиях и времени года двигатель необходимо смазывать по-разному. От этих факторов зависит, какую вязкость должно иметь масло. Система смазки мотора комбинированная, что подразумевает смазывание одних деталей методом разбрызгивания, а других под давлением. Для гидромуфты вентилятора, компрессора, насоса, перекачивающего топливо под высоким давлением, размещенных на осях коромысел подшипников, сферы наконечников на штангах, а также распределительного и коленчатого валов применяется смазка под давлением. Для всех остальных поверхностей, подверженных трению, смазка осуществляется путем разбрызгивания масла. В систему смазки входят два насоса, оснащенных маслозаборниками, масляные каналы, сапуны, маслозаливной патрубок, стержень, измеряющий уровень масла, поддон картера, радиатор с термостатом, фильтр, очищающий масло центробежным способом и 2 полнопоточных фильтра.
В процессе работы мотора происходит всасывание находящегося в поддоне масла насосом через маслоприемник и его нагнетание основную масляную магистраль под воздействием давления через фильтры, включение которых осуществляется последовательно. Если возникает такая необходимость, масло из насоса частично направляется для охлаждения в масляный радиатор, после чего уже в охлажденном виде попадает в поддон. В роли ограничителя давления масла выступает редукционный клапан, расположенный в насосе, нагнетающем масло. Основная масляная магистраль оснащена клапаном для слива масла. Большая его часть поступает по каналам под воздействием давления к подшипникам (шатунным и коренным) коленчатого и распределительного валов, компрессору, регулятору частоты вращения, насосу, качающему топливо под высоким давлением, а также к терморегулятору, которым оснащена гидромуфта вентилятора. Масло поступает от подшипников распредвала к толкателям по трубкам, проходя к регулировочным винтам через штанги толкателя, после чего по расположенным в коромыслах каналам масло попадает к втулкам. На выходе из подшипников коромысел оно разбрызгивается и таким образом смазывает расположенные в клапанах стержни, а также механизмы, приводящие их в движение. Масло, которое скопилось в коробках клапанов, перетекает в поддон мотора по магистралям.
Будучи выдавленным из подшипников, расположенных в коленчатом вале, под влиянием центробежной силы масло разбрызгивается, образуя в картере маслянистый туман и оседая на деталях, тем самым смазывая их. Этот метод используется для смазки приводных шестеренок, пальцев поршней, поршней с кольцами, цилиндров и других поверхностей, подвергающихся трению. Напротив каждого из цилиндров между опорами коленвала размещены форсунки, посредством которых осуществляется охлаждение поршней маслом. С целью обеспечения контроля за температурой и уровнем давления масла смазочная система оснащена 2 датчиками, а на приборной панели расположен указатель уровня давления и лампочка. Двигатель оборудован 2 насосами, перекачивающими масло, один из которых отсасывающий, а второй напорный. Последний предназначен для обеспечения необходимого уровня давления в смазочной системе, а также для доставки масла к тем деталям мотора, поверхности которых подвержены трению. Что касается отсасывающего насоса, то он необходим для перекачивания масла при продольных и поперечных кренах дизеля, установленного на судне, из задней в переднюю часть поддона. И тот, и другой насос имеют по одной секции и оснащены шестеренками.
Производительность каждого насоса составляет в разных моделях от 156 л/мин до 200, а вращение основного насосного валика происходит с частотой 3480 об/мин. Для качественного смазывания деталей мотора требуется гораздо более низкая производительность, чем та, которую демонстрируют насосы. Такой запас нужен для того, чтобы при любых режимах работы агрегата, даже на холостом ходу, можно было обеспечить необходимый уровень масляного давления.
Фильтр, осуществляющий центробежную очистку, используется для удаления из масла продуктов осмоления и окисления, а также мелких примесей механического происхождения. Он располагается с переднего края гидромуфты, которой оснащен вентилятор. Основной элемент центробежного фильтра – корпус, прикрепленный при помощи 3 болтов с использованием дистанционных втулок к гидромуфте. В процессе работы мотора происходит непрерывное вращение корпуса фильтра с основными деталями, входящими в состав гидромуфты. По магистрали к фильтру поступает масло. Его корпус вращается, и тяжелые частицы, которые загрязняют масло, разлетаются по стенкам фильтра, оседая на них. После такой очистки масло попадает сначала в гидромуфту, а после этого в поддон мотора. В связи с параллельным подключением фильтра к магистрали, по которой проходит масло, только часть его проходит через эту деталь двигателя.
Масляный радиатор: в процессе работы мотора происходит повышение температуры масла, особенно в сложных для эксплуатации условиях и в жару, в результате его вязкость снижается, и выдавливание сквозь зазоры между подверженными трению поверхностями облегчается. Этот процесс приводит к падению давления в смазочной системе. Чтобы избежать полностью и полусухого трения, следует позаботиться об охлаждении масла и поддержании его температуры на определенном уровне. Частично масло охлаждается в поддоне мотора, но для двигателей, которые сегодня устанавливаются на морские суда, такого естественного снижения температуры недостаточно. Для обеспечения необходимого охлаждения масла используется трубчато-пластинчатый радиатор из алюминия. Он размещен в передней части мотора слева.
Система питания дизеля: с ее помощью обеспечивается поступление в цилиндры воздуха, питание двигателя топливом и удаление отработанных газов. Эта система отвечает за очистку топлива и воздуха от примесей механического происхождения, подачу топлива в цилиндры под высоким давлением и регулировку его количества с учетом степени нагрузки мотора в конкретный момент такта сжатия. Система питания, которая используется в дизеле, раздельного типа, что означает разделение функций форсунки и насоса, подающего топливо под высоким давлением. В процессе работы мотора происходит всасывание топлива из бака при помощи топливоподкачивающего насоса через фильтр с двумя ступенями очистки и отстойник в насос для перекачки топлива под высоким давлением. Дальше происходит подача топлива по топливопроводам из насоса к форсункам, впрыскивающим его в цилиндры с учетом режима их работы. Отведение лишнего топлива осуществляется через расположенный в насосе перепускной клапан сначала в бачок отопителя, а после этого в топливный бак.
Доставка в цилиндры воздуха происходит через впускные трубопроводы, фильтры и всасывающие трубы. Отработанные газы выпускаются через глушитель, выпускные трубы и трубопроводы. Когда дизельный двигатель устанавливается на судно, нет необходимости в использовании для охлаждения выпускного коллектора водяной системы, поскольку происходит его обдув воздухом. Нужно только позаботиться об экранировании. Моторов ряда моделей (BF12L413FC, BF12L413F, BF10L413F, BF8L413 Fи BF6L413FR) оснащены турбокомпрессорами, нагнетающими воздух в цилиндры под действием избыточного давления.
Топливный насос высокого давления ТНВД: это агрегат производства компании Bosch отвечает за дозирование топлива с учетом того, в каком режиме работает мотор, доставку его к цилиндрам, исходя из режима их работы, под давлением, которое требуется для подачи топлива. Располагается топливный насос в развале цилиндров и имеет блочную конструкцию. Его запуск осуществляется от шестеренки распредвала посредством пластинчатой (многодисковой) муфты, а также автомуфты опережения впрыска, которая располагается в главной шестеренке привода охлаждающего вентилятора. С противоположного конца насоса расположен регулятор, позволяющий в любом режиме работы двигателя корректировать частоту, с которой вращается коленвал. Для изготовления ТНВД используется алюминиевый сплав. Для прохождения топлива, а также монтажа регулировочной рейки, кулачкового вала и насосных секций в насосе выполнены полости, гнезда и каналы. Тип форсунки закрытый, отверстие распылителя перекрывается иглой. Она открывает вход в форсунку во время впрыска при достижении топливным давлением уровня от 175 до 183 кгс/кв.см. и преодолении пружины. Распылитель имеет 2 сопловых отверстия, диаметр которых составляет 0,47 мм.
Впрыск топлива происходит следующим образом. По топливному каналу топливо подводится от ТНВД к входу в форсунку. Дальше оно проходит по каналу, расположенному в ее корпусе и попадает в полость для топлива в распылителе. После того, как насос доводит топливо до такого давления, которое превышает давление пружины, происходит подъем иглы, сопловые отверстия открываются, и топливо попадает в камеру сгорания. Когда давление в топливопроводе падает ниже уровня, который создает пружина, она опускает иглу, и отверстия распылителя закрываются. Таким образом завершается процесс впрыскивания топлива. Его остатки, просочившиеся через зазор между запорной иглой и распылителем, под воздействием высокого давления выводится по каналу форсунки и поступает в сливной трубопровод.
Для изготовления трубопроводов используется чугун. У каждого из них по 2 половины, которые соединены друг с другом кольцами, оснащенными уплотнительными прокладками. К каждой из головок цилиндра при помощи 2 шпилек присоединены фланцы выпускных патрубков. Прокладки из металлоасбеста используются в качестве уплотнителя между головками цилиндров и фланцами. Чтобы снизить противодавление на выходе, осуществляется отвод отработанных газов. Они сначала выпускаются из каждого цилиндра отдельно, после чего отдельные патрубки соединяются в выпускных трубопроводах в общие трубы.
Как уже упоминалось, при компактных размерах дизели серии 413 от компании Deutz нашли широкое применения в различных отраслях сельского хозяйства и промышленности. Для самоходной техники характерно сцепление двигателя привода движителя с коробкой передач. Именно так чаще всего используются силовые установки. Мотор упомянутой серии устанавливают на самых разнообразных транспортных средствах, от таких легких, как джипы и пикапы, до тяжелых тягачей и карьерных самосвалов. Именно в этом секторе самый солидный опыт использования дизелей 413. Они применяются также на специальной технике, причем выступают и в роли главного привода, и в роли двигателя привода. Среди такой техники буровые машины, бульдозеры, экскаваторы, самоходные машины для подземных работ и машины для фронтальной погрузки.
Если Вам не удалось найти на сайте нашей компании какую-либо модель мотора или детали для нее от Deutz, не стоит отчаиваться. Достаточно обратиться к нашим менеджерам, назвав модель и марку дизеля или специальной техники, и Вам окажут необходимую помощь. Менеджер, который будет закреплен за вами, предоставит все данные определенной модели двигателя или выберет для Вас оптимальный вариант. Он расскажет о имеющихся возможностях, расценках и сроках, в которые Вы сможете получить покупку.